Суббота, 20.04.2024, 05:33
Приветствую Вас Гость | RSS

Портфолио Шаповаловой Галины Алексеевны

Праздники дня
Мои гости

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Вход

Аналитическая справка

Метод проектов занимает особое место в моей педагогической практике как  способ организации познавательно-трудовой деятельности учащихся, предусматривающий проектирование продукта труда в соответствии с потребностями. 



    


  Я искала наиболее рациональные пути к раскрытию творческих и исследовательских способностей учащихся и пришла к выводу, что при организации проектной деятельности важен индивидуальный, личностно-ориентированный подход, наиболее подходящая форма педагогического воздействия – индивидуальные консультации с каждой  ученицей; главная моя задача должна состоять в том, чтобы создать условия  для успешного творчества каждой ученицы, организовать поэтапную проработку её проектной деятельности. 

  Сначала  я организую мастер-классы, творческие мастерские, беседы и дискуссии, когда  учащиеся  узнают о видах рукоделия, декоративно-прикладного искусства, направлениях современного дизайна, об основных законах художественного конструирования – стиле, композиции, пропорции, ритме, основах цветоведения; осуществляется проба сил учащихся в том или ином рукоделии.

   Примерное распределение времени на различные виды деятельности при проектировании:

1. Обоснование проекта – 5%. 

2. Идеи – 10%.

3. Проработки идей – 10%.

4. Выполнение проекта – 70%.

5. Испытание и дизайн-анализ  – 5%.

     Обоснование проекта. На первом занятии  учащиеся знакомятся с понятием «проект», с целями предстоящей работы, с требованиями, предъявляемыми к изделию, пояснительной записке.

    Работа над курсовым проектом начинается с выбора темы проекта, краткой формулировки задачи. Учащиеся выбирают название конечного продукта, обосновывают свой выбор темы проекта: для чего предназначен проект, кто будет использовать,  какие потребности человека будут удовлетворены.

    Тема проекта выбирается ученицей самостоятельно, но нередко – по моей рекомендации. Правильный выбор темы с учетом подготовленности  учащихся к данному виду деятельности, интереса к проблеме обеспечивает положительную мотивацию и активизирует самостоятельную творческую деятельность при выполнении проекта.

    Это может быть индивидуальная проектная работа, но иногда учащиеся решают объединить своё творчество в групповой проект.

     Набор первоначальных идей. Главная цель на данном этапе: поиск идей, лучших вариантов модели, разработка модели, создание эскиза. Если учащиеся имеют затруднения, они объединяются в небольшие группы, и мы проводим  «Мозговой штурм» идей, мыслей в помощь конкретному проектанту.

   При работе над эскизом изделия часто требуется моя помощь, при необходимости вношу поправки, т. к. не все учащиеся владеют изобразительными навыками.

 Проработка идей. На этом этапе анализируются такие взаимозависимые элементы проекта как: форма, назначение, необходимые материалы, способ выполнения проекта, стоимость выполнения проекта, социальные и экологические последствия для окружающей среды. Учащиеся определяют конкретные цели и задачи, разрабатывают перечень критериев, которыми должен обладать объект проектирования, способ художественной обработки, определяют набор материалов, инструментов и оборудования, список необходимой литературы, повторяют правила техники безопасности.

    Затем ученики самостоятельно разрабатывают алгоритм реализации своей идеи, составляют технологическую карту, делают необходимые расчеты, выполняют чертежи, выкройки, шаблоны,  представляют образцы выбранных материалов.

Выполнение проекта.   После тщательной проработки идей учащиеся могут приступать к практической работе по изготовлению изделия и выполнению пояснительной записки. Ситуацию успеха помогает применение принципа дифференциации:

         учащиеся с низкой мотивацией к учебе выполняют изделие часто в знакомой или несложной технике, исследовательскую часть разрешаю свести до минимума;

         более сильные учащиеся, в том числе одарённые, самостоятельно осваивают то или иное декоративно-прикладное искусство, проводят научно-исследовательскую работу: находят исторические сведения о рукоделии, готовят сообщения о традициях, об изображаемых объектах, выполняют рекламный проспект и т. д.

    Создание рекламы всегда приносит радостное оживление на урок, учащиеся с удовольствием придумывают название, эмблему, слоган фирмы – часто в стихах.

    Дальнейшее наше сотрудничество строится в порядке консультаций по уточнению последовательности изготовления изделия, выполнению отдельных деталей и сложных узлов, проверке качества изделия, по разделам пояснительной записки, по её правильному оформлению… Организация проектной деятельности  вызывает необходимость затрат большого количества моего времени на индивидуальную работу. В свою очередь, учащиеся имеют возможность проконсультироваться у меня по поводу проекта на уроках технологии и дополнительно: на занятиях объединений «Рукодельница»,  «Мир дизайна», а так же – на переменах, по телефону, и даже у меня дома.

       Испытание и дизайн-анализ  проекта. Учащиеся отвечают на следующие вопросы:

         Правильно ли вы сформулировали задачу?

         Соответствовало ли ваше исследование поставленным целям?

         Обосновали ли вы каждый из критериев?

         Разнообразны ли были идеи?

         Обосновали ли вы свое решение при выборе одной из них?

         Была ли достаточно полной проработка выбранной идеи?

         Соответствовал ли результат проработки идеи (изделие, рецепт, выкройка,   чертеж) тому продукту (изделию), которое вы собирались изготовить?

         Качественно ли выполнен проект? Что могло бы  быть сделано лучше?

         Адекватно ли была осуществлена проверка результатов проектирования?

         Насколько хорошо вы спланировали и использовали время?

         Какой экономический эффект дает ваш проект (изделие)?

         Предусматривает ли ваш проект (изготовленное изделие) решение экологических проблем?

         Что могло бы быть сделано по-другому, если бы вы снова начали разрабатывать этот проект?

    Защита проекта. Успешность выполнения учебного проекта окончательно выясняется на его защите. Авторы проекта представляют изделие, пояснительную записку, делают сообщения о ходе выполнения проекта, выслушивают мнение других учащихся, учителя, отвечают на их вопросы.

   Чтобы создать ощущение праздника, уроки, на которых ученицы  защищают свои курсовые проекты – открытые, кабинет технологии – в торжественном убранстве. Приглашаются все желающие: учителя, родители, учащиеся; девочки 4-х  классов, чтобы они могли познакомиться, чем им предстоит заниматься на следующей ступени образования. Роль экспертов выполняют приглашённые учителя, а порой и дети. На этих уроках выявляются лидеры по определённым номинациям. Номинантам торжественно вручаются дипломы, подарки и приглашения  на участие в общешкольном  конкурсе «Рукодельница».

      Уроки, когда учащиеся старших классов защищают свои проекты, я организую в форме деловой игры. Учащиеся выступают в ролях модельера, дизайнера, технолога, психолога и др., выносят свои оценки, учатся тактично и корректно с точки зрения той профессии, которую они представляют, формулировать свои замечания.

    Конкурс «Рукодельница». Накануне учащиеся защищают свои проекты на открытых уроках, выявляются лидеры, им предлагается принять  участие в общешкольном  конкурсе. Он проводится  в актовом зале, который  оформляется предметами декоративно-прикладного искусства, выполненными народными мастерами, плакатами с русскими поговорками и пословицами о рукоделии и труде. Оформляется выставка детских работ: учебных, творческих и проектных. Приглашаются учителя, родители, учащиеся, девочки 4-х  классов. Выбирается группа экспертов. Девочки соревнуются, исполняя ключевые роли в разыгранном спектакле.

    Игровое проектирование – это педагогическая технология, которую я иногда использую и на уроках. На протяжении урока рассказывается сказка, повествуется легенда, быль или небылица, сюжет которых привязывается к конкретной операции, последовательности выполнения, как правило, коллективного проекта. Учащиеся не только выполняют изделие и элемент коллективного проекта, но и становятся участниками сценки или даже спектакля.  

     По результатам использования мною метода проектов можно подвести итоги.  В течение всего периода изучения предмета «Технология» все без исключения мои учащиеся участвуют в разработке и реализации того или иного проекта.

    У учащихся наблюдается положительная динамика:

         способности к созидательной деятельности;

         развития творческих способностей;

         этического и эстетического воспитания;

         пробы сил в разных техниках художественной обработки материалов;

         организации проектной деятельности по принципу инженерного проектирования;

         закрепления привычки к анализу потребительских, экономических, экологических и технологических сторон деятельности;

         знакомства с рядом профессий, косвенной ориентации на них (выполняя проект, учащиеся исследуют свою тему с точки зрения технолога, искусствоведа, дизайнера, стилиста, художника-модельера, эколога, социолога, экономиста,  эксперта);

         ситуации успеха (в том числе у учащихся с низкой мотивацией к учебе);

 

     Работа с одарёнными детьми в моей практике – очень благодарная и благодатная педагогическая технология, результатом которой являются зажжённая искра творчества, которая, надеюсь, у моих девочек уже не погаснет. Эта искра рождает великолепные изделия ДПИ и дизайна, которые регулярно участвуют в районных, краевых выставках детского творчества и часто становятся дипломантами.

 

    Использование цифровых образовательных ресурсов, в том числе собственных ЦОР – это одно из непременных условий и критериев качества современного урока, так как подразумевает высокую наглядность, экономное использование времени, часто – упорядоченность частей  урока. Я являюсь активным пользователем персонального компьютера уже более 10 лет. В 2003 году компьютер появился в кабинете технологии – это был один из первых ПК в школе, после того, как я доказала его необходимость на моих занятиях, а так же свою ИКТ-компетентность.

   С тех пор накоплена обширная медиатека (электронные книги, журналы,  CD-диски, видео-, аудио-файлы, презентации, технологические карты, схемы, карты контроля…), в числе которой добрая половина собственных ЦОР в формате MS Word  и  MS Power Point, без которых я уже не представляю свои уроки.  

    Информационно-компьютерные технологии активно применяют мои учащиеся в рамках индивидуальной и групповой проектной деятельности.   

     Пояснительная записка в цифровом формате MS Power Point – это современный способ оформления проекта по технологии, который я приветствую и всячески поощряю.

    На занятиях объединения «Мир дизайна» учащиеся учатся создавать презентации. Я организовываю занятия в компьютерном классе с доступом учащихся в Internet. Заранее готовлю необходимую подборку материалов из медиатеки кабинета и Internet (статьи, эссе, фотографии, иллюстрации, таблицы, технологические карты, карточки) и нацеливаю кружковцев на тот или иной ознакомительно-ориентированный (информационный) проект. Учащиеся знакомятся с информацией, анализируют, при необходимости дополняют её, пользуясь ресурсами Internet, систематизируют  полученные данные, собирают в единое целое – мультимедийные презентации в MS Power Point. Так они учатся реализовать свои творческие возможности в виртуальной форме в качестве исследователя, искусствоведа, художника-дизайнера, аниматора, стилиста. Я выступаю в роли инструктора и координатора их деятельности.

 

   Здоровьесберегающие технологии  - это важная и неотъемлемая часть моей деятельности, как учителя технологии, а это:

•          инструктаж по технике безопасной работы в кабинете технологии;

•          непрерывный контроль за соблюдением учащимися правил техники безопасности;

•          пропаганда здорового образа жизни;

•          пропаганда культуры питания;

•          физкультминутки;

•          профилактика остроты зрения…

Афоризмы

Радость познания, радость творчества
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Мои новости
3D поиск

© Шаповалова Галина Алексеевна 2024